О фильме «День сурка»: что сделать, чтобы наступило другое завтра

 

«Каждый день может быть идеальным — надо только хорошо поработать.»
Когда смотреть: когда каждый ваш следующий день похож на предыдущий, вы погрязли в рутине, и вам это уже порядком надоело.
Не так часто название фильма становится метафорой, да еще во многих языках. Когда кто-то чувствует, что каждый день его жизни похож на предыдущий, он так и говорит: «Я живу в Дне сурка». Эта на первый взгляд простая история,  в которой нет ни дорогостоящих визуальных спецэффектов, ни головокружительных сюжетных виражей, стала культовой. Сюжет фильма основан на идее временной петли. В “Дне сурка” она раскрыта так, что фильм вошел в учебники философии.
Фильм очень многогранен. То, что зритель увидит в этой картине, зависит не столько от фильма, сколько от самого зрителя. Это не просто романтическая комедия, в нем заключен глубокий философский смысл.
Я сама очень люблю этот фильм, для меня он в полной мере отражает идею об осознанном жизнетворчестве: как человек может раскрыть свой потенциал и преобразовать свой мир, превратив череду однообразных серых будней в насыщенную яркую жизнь, наполненную смыслом. Так что этот фильм о каждом из нас, о том, что каждый из нас является Творцом, что только мы сами выбираем, чем нам наполнить свою жизнь и только в наших силах изменить себя и свою реальность, если нас это в чем — то не устраивает.

Предыстория такова, Фил Коннорс (Мюррей) – метеоролог с большим самомнением и эгоцентризмом,  приезжает вместе со своим продюсером Ритой (Энди Макдауэлл)и оператором Ларри (Крис Эллиотт)в маленький городок Панксатони, Пенсильвания,чтобы снять ежегодный праздник«День сурка».Амбициозный Фил с раздражением и неприязнью относится к Панксатони. Его раздражает в нем все, начиная от захолустного отеля и заканчивая его жителями. И особенно его раздражает праздник «День сурка».

Ведь маленький город, такой, как Панксатони – место, где обычно ничего интересного не происходит, разве что сурок вылезет из норы. Здесь все дни похожи один на другой. Для амбициозного Коннорса Панксатони – это последнее место, где он хотел бы оказаться. И Фил ждет-не дождется, чтобы этот день закончился и наступило 3-е февраля, когда он сможет наконец уехать из этого городка в Питсбург.

Но 3-е февраля не наступит. Когда Фил просыпается на следующее утро, вновь наступает «День сурка». И на следующее утро тоже. И на следующее, и через день. Он застрял в этом ненавистном для него дне, и теперь ему нужно понять, что сделать, чтобы наступило другое завтра.

А еще Филу нравится Рита, но она не отвечает ему взаимностью. Такой человек каким Фил был в начале фильма, не мог вызвать ее интерес.

— Кого ты ищешь? Кто твой идеал?
— Во-первых, он слишком скромен и не знает о своей идеальности.
— Это я.
— Он умный, отзывчивый, веселый.
— Умный, отзывчивый, веселый? Я, я, я.
— Он романтичен и смел.
— Снова я.
— У него красивое тело, но при этом он не смотрится каждую минуту в зеркало.
— У меня отличная фигура и я иногда месяцами не подхожу к зеркалу.
— Он добрый, чуткий и нежный и не стесняется плакать.
— Мы о мужчине говорим?
— Он любит животных и детей и меняет каканные пеленки.
— А слово каканные он тоже употребляет?
— Играет на музыкальном инструменте и любит свою мать.
— Вылитый я, просто вылитый. Да, это я.
И сначала Фил пытается казаться таким человеком. Казаться, а не быть. И Рита, чувствуя фальш, снова и снова отвергает его.

В свой «День сурка» Фил проходит через три этапа.
1 этап. Анархия. Этот этап проходит под девизом: «Нет завтра – нет последствий.»
«Что бы вы делали, если бы застряли в одном месте, где каждый день такой же как предыдущий, и ничего нельзя изменить?» – спрашивает Фил парня в баре.
Ответ очевиден: Да все что угодно!
В тот же день Фил начинает наполнять свою жизнь всевозможными удовольствиями: вкусная еда без всякого чувства меры, деньги, похищенные у инкассаторов, машина купленная на эти  деньги, секс без любви с красивой незнакомкой.
Фил считает, что это и есть блаженство. Он пытается заполнить вечность мимолетными чувственными наслаждениями. И какое-то время этого ему достаточно.
2 этап. Отчаяние, бессмысленность, бессилие
Но бесконечные удовольствия не могут наполнить жизнь смыслом и однажды утром Фил оказывается лежащим в постели, уставившись в потолок. Он с тоской повторяет слова, которые слышит бесконечное количество раз каждое утро по радио.
«Ну что, ребята, просыпайтесь! И не забудьте надеть теплые сапоги: на дворе холодно! Здесь всегда холодно».
В какой-то момент, когда Фил понимает, что деньги и удовольствия не наполнили смыслом его жизнь и не сделали его счастливым, он, отчаявшись изменить что-либо в своей жизни, решил выйти из игры. Несколько «Дней сурка» мы видим различные попытки Фила покончить с собой: он пускает машину с обрыва, он бьет себя током в ванной, он прыгает с церковной башни. Но чтобы он ни делал, на следующее утро он снова просыпается в своем 2 февраля и вынужден снова и снова проживать этот день.
В отчаянии, он говорит Рите: «Я убивал себя столько раз, что меня больше и не существует».
3 этап. Пробуждение и преображение Фила в человека-Творца своей жизни, активно участвующего в формировании и преобразовании мира, который его окружает.
В один из вечеров, Фил говорит спящей Рите:
«Ты самый добрый, самый милый и самый красивый человек из всех, кого я встречал в своей жизни. Я не заслуживаю такого человека как ты. Но если, я когда-нибудь мог, клянусь, я любил бы тебя до конца своих дней».

Что-то изменилось в этот миг у него внутри, возможно, именно в этот миг он по-настоящему увидел другого человека со своими чувствами, желаниями, увидел, что другой человек – это целый мир. И что он сам тоже целый мир.
На следующий день, впервые за долгое время, Фил просыпается с надеждой. В нем появилось цельность. Он вдруг понял кто он и чего он хочет на самом деле.
Фил начинает заниматься тем, что ему интересно и нравится: учиться играть на пианино и вырезать скульптуры изо льда.

А еще Фил начинает обращать внимание на людей, окружающих его и общаться с ними, узнаёт их внутренний мир, и это позволяет ему чувствовать себя сопричастным жизни в этом маленьком городке. И Фил начинает помогать людям, делая все, что от него зависит, чтобы в этот день не случалось неприятностей и несчастных случаев: он успевает поймать ребенка, который падает с дерева, в одной из наиболее проникновенных сцен фильм, он снова и снова пытается спасти старого, бездомного бродягу и делает множество других добрых дел.

И еще он больше не стремиться понравиться Рите, теперь он делает то, что нравится ему самому.
Когда очередной «День сурка» подходит к концу, Рита поражается глубине этого человека и сама выбирает его. И Фил вдруг понимает, что прямо сейчас он счастлив.
«Что бы потом ни случилось, сейчас я счастлив, – говорит он ей. – Потому что я люблю тебя».

В общем, все временные петли и тупики находятся в нас самих. В бесконечный День сурка мы загоняем себя сами. А чтобы выйти из тупика, надо измениться изнутри, выйти из скорлупы своего ограниченного мира в реальный мир, и, конечно, научиться любить.
То, что в конце фильма Фил и Рита решают остаться жить в  Панксатони, показывает всю глубину произошедшей с Филом Коннорсом личностной трансформации: маленький городок, который для прежнего амбициозного и эгоцентричного Фила был тоскливым и скучным местом, в котором ему невыносимо было находиться даже один день, стал для нового Фила родным и близким (еще бы 😊) Он стал другим человеком, и город стал для него другим: ведь то, что мы видим и чувствуем, зависит от того, что есть внутри нас.
На самом дела каждый из нас проживает такой день сурка, пока не обретает себя настоящего и не начинает жить своей жизнью. Только у нас это длится не один день, а день за днем и декорации немного меняются. А так все то же. И каждый из нас может как и Фил изменить свою жизнь и измениться сам: стать более внимательным к окружающим, стать Творцом в своем мире (а Фил стал именно Творцом: помните – он делал все, что в его сфере влияния, чтобы жизнь вокруг него была хорошей и счастливой, и оказалось, что в круге его влияния очень многое).
Из отзывов в Интернете: «Иногда тоже хочется чтоб дали шанс прожить свой день еще pаз.»
У нас есть этот шанс: каждое утро нам дается шанс прожить этот день по-новому. Но мало кто его использует.
Цитаты из фильма:
— А что бы ты делал, если бы застрял в одном месте, в одном дне и ничего бы вокруг не менялось?
— А я примерно так и живу.
Главное — сделать первый шаг. Это самое трудное.
Мы должны сами делать выбор по нему и жить.
А если завтра не будет? Сегодня, например, его не было!
— Вы уверены, что раньше не играли на фортепиано?
— Уверен. Но мой отец был грузчиком роялей.
— Что-то изменилось.
— Стало лучше или хуже?
— Если что-то изменилось, это уже хорошо.
— Ты знаешь, кажется я — бог… Ну, не так, чтобы Бог Вседержитель… просто бог.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей. Им она тоже может быть очень полезна. 
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
P.S. Если  вы готовы от чтения перейти к действиям, чтобы начать жить Жизнью своей мечты, стать счастливее и получить реальные результаты в своей жизни в виде реализованных желаний и достигнутых целей, я приглашаю вас:
— на курс «Перезагрузка жизни в Жизнь мечты», на котором вы разберетесь с собой и своей жизнью и начнете делать целенаправленные действия по трансформации вашей текущей жизненной ситуации в Жизнь вашей мечты во всех важных для вас жизненных сферах: здоровье и красота, отношения с близкими людьми, любимое дело, финансовое благополучие, чувство счастья и внутренняя гармония т.д.
— в коучинговую программу «Экспресс-перезагрузка жизни», если вы хотите поработать над изменениями в своей жизни с моей профессиональной помощь и поддержкой.
Создавайте Жизнь своей мечты и будьте счастливы! До встречи на курсе или в коучинге!
С верой в вас и ваш безграничный потенциал, лайф-коуч Наталья Аряева.