Портрет Сергея Николаевича Худекова. 1890-е, художник Маковский К. Е.
По словам самого Сергея Николаевича Худекова, он всю свою жизнь
«твердо держался исторически сложившихся основ русской жизни и тех незыблемых устоев, которые создали крепость и мощь нашей дорогой Родины».
Эта статья о жизни Человека с большой буквы, о котором, к сожалению, знают не так много современных людей, о нашем соотечественнике Сергее Николаевиче Худекове. А история его жизни достойна того, чтобы оставаться в памяти потомков.
Я узнала о нем несколько лет назад во время посещения Дендрария в Сочи, основателем которого и является Сергей Николаевич. История, рассказанная экскурсоводом о необычной судьбе уникального человека, так много всего успевшего за одну человеческую жизнь, тронула до глубины души и осталась в сердце. И я начала искать информацию о нем. Истории, прочитанные в интернете, приоткрыли дверь в удивительный мир жизни Худекова. Жизни Человека, в котором, в полном соответствии со словами Антона Павловича Чехова, все было прекрасно: и тело, и душа, и мысли. Красива и сама жизнь, которую прожил этот человек. И в этой статье я хочу поделиться историей его жизни с вами.
То, что С. Н. Худекову удалось успеть сделать за свой век, с лихвой хватит на несколько выдающихся человеческих жизней:
русский дворянин, юрист, участник Крымской войны, одаренный беллетрист и драматург, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты», Сергей Николаевич Худеков был еще и крупным землевладельцем, добился значительных успехов в сельском хозяйстве (животноводство, садоводство, огородничество), создал два уникальных дендрария: на Рязанщине, в селе Ерлино, и в Сочи, был уважаемым общественным деятелем: не раз избирался в городскую Думу Санкт-Петербурга, какое-то время был ее председателем, а также судьей Скопинского уезда, меценатом: он основал реальное училище в г. Скопин, а в своем ерлинском имении построил школу для крестьянских детей, где дети получали бесплатный обеды и учебники. Научные работы Худекова вошли в энциклопедии естественных наук. А еще у него была замечательная семья: любимая и любящая жена-единомышленница Надежда Александровна, которая поддерживала его во всех начинаниях, и шестеро детей: трое своих и трое приемных.
За какой бы вид деятельности Сергей Николаевич ни брался, он везде смог оставить свой яркий след.
Но обо всем по порядку.
Становление личности
Родился Сергей Николаевич 10 декабря 1837 года в семье мелкопоместных дворян Рязанской губернии. Дом, где родился Сергей Николаевич, находился в центре Москвы, на Тверской улице, рядом с церковью Благовещения Божией Матери. В большой и дружной семье — из тех, что подарила Отечеству немало военных, врачей и земских предводителей, он усвоил кодекс дворянской чести. Окончив юридический факультет Московского университета, убежал в действующую армию, где примкнул к своим старшим братьям на кровавых полях Крымской войны. Пули пролетали мимо. Старший брат Василий — герой обороны Севастополя — погиб, второй брат, Арсений, получил два ранения, а Сергей вернулся в Москву живым и здоровым, с медалью на Андреевской ленте за храбрость, доблесть, отвагу и мужество. В конце 60-х С. Н. Худеков оставил военную службу, выйдя в отставку в чине майора.
Первые литературные опыты Сергея Николаевича относятся к началу 60-х годов, то есть еще ко времени его военной службы. Это были небольшие очерки из военного быта и статьи о балете, которые он печатал в различных периодических изданиях под псевдонимами «Жало» и «Жорж» – армейское начальство отрицательно относилось к литературному творчеству своих подчиненных. В эти же годы он становится членом санкт-петербургского литературного общества.
Супружество
Чета Худековых
История любви и семейной жизни Сергея Николаевича и Надежды Александровны Худековых – воплощенный в жизнь роман о любви с интригующе-приключенческим началом.
Избранницей Сергея Николаевича стала его кузина Надежда Алексеевна Страхова, тоже серьезно увлекавшаяся литературой. Она была дочерью отставного поручика Алексея Федоровича Страхова и выросла в доме, где, по словам ее сестры Лидии «не было ни книг, ни журналов, ни газет», что, однако, не помешало им обеим стать писательницами. Но, по иронии судьбы, обе его дочери связали свою жизнь с литературной деятельностью.
Отец Надежды был категорически против их брака. Он довольно снисходительно относился к литературному увлечению дочерей, но «легкомысленного занятия» поклонника одной из них, мягко говоря, не приветствовал. Да и вообще красивый, бойкий и остроумный, но не отличающийся стабильным материальным положением Худеков. не внушал ему доверия. Не видел добропорядочный и во всем основательный отставной поручик в претенденте на руку своей дочери человека способного стать главой респектабельного семейства. Худеков отступаться от своей любви не собирался, но чем упорнее он был, тем непреклоннее становился Страхов. В результате, влюбленные взяли свою судьбу в свои руки, сделав непростой шаг, в результате которого Надежда Алексеевна полностью лишалась наследства и поддержки родительской семьи. Худеков увез свою любимую, конечно, по взаимному согласию, из дома ее отца во время светского бала.
Сестра Надежды Алексеевны вспоминала, что похищение произошло «в то время, как отец, ненавидевший ее избранника, особенно зорко наблюдал за ней…».
Сергей Николаевич и Надежда Алексеевна поженились по любви, что было тогда скорее исключением, чем нормой. На тот момент у них не было материального благосостояния. Но у них была любовь и общие мечты: оба питали страсть к литературе и писательству, хотели писать и печататься как можно больше.
И для начала взяли в аренду совершенно не популярную «Петербургскую газету».
Газета
«Петербургская газета» выходила с января 1867 года под редакторством Ильи Александровича Арсеньева и представляла собой один единственный листок, тираж которого составлял всего 600 экземпляров. Однако уже «в 1875 году газета выходила четыре раза в неделю, затем — пять, а с 1882 г.— стала ежедневной. Кроме того, она увеличилась в объеме в четыре раза».
В самом начале супружества, чтобы выпустить очередной номер газеты им приходилось закладывать свое имущество: вплоть до подушек и перин с супружеской кровати. Вот такой был старт впоследствии всестороннее успешной жизни.
Как вспоминает сестра Надежды Алексеевны, сперва он арендовал ее у И. А. Арсеньева, а потом купил. «8 июля 1871 года Арсеньев заявил Главному управлению по делам печати, что передал газету отставному майору С. Н. Худекову. С 8 июля газета была временно приостановлена, а № 1 газеты под фирмою С. Н. Худекова вышел 1 августа 1871 года».
Худеков «взялся за дело энергично и сумел подобрать талантливых и полезных сотрудников. Он быстро двинул газету вперед. Сергей Николаевич сам как главный редактор очень много работал…»
Надо заметить, что в это время он занимался и драматургией, и выступал как прозаик: опубликовал два романа. Надежда Алексеевна стала работать в газете как переводчица романов, а позже, разделив еще одно увлечение своего супруга, «писала рецензии о театре и изредка печатала собственные маленькие рассказы».
Постоянно увеличивающийся тираж и популярность издания объяснялась многими причинами, среди которых — подбор настоящих профессионалов и воспитание собственных сотрудников, приглашение к участию русских писателей (В. И. Немировича- Данченко, Н. С. Лескова, А. Н. Плещеева и др.), выпуск еженедельного иллюстрированного бесплатного приложения «Наше время» и многие другие нововведения. В мае 1885 года в «Петербургской газете» состоялся дебют Антоши Чехонте – будущего русского классика Антона Павловича Чехова.
На первых порах газета требовала немалых материальных затрат. Рассчитывать на чью-то поддержку не приходилось. Начинающий издатель мог полагаться только на свои силы и на свою предприимчивость.
Имение Ерлино
Главный дом в Ерлино
Для того, чтобы иметь возможность заниматься литературной деятельностью и развивать издательское дело в 1970 году Сергей НиколаевичХудеков приобретает имение с большим парком у села Ерлинов Скопинском уезде Рязанской губернии. В XVIII веке его получил в дар от императрицы Елизаветы генерал-майор Матвей Михайлович Ивинский – один из героев переворота 1741 года приведший Елизавету Петровну на престол. Он построил здесь великолепный особняк, церковь, окружил парком в английском стиле с каскадным прудом на манер Царскосельского. Это имение в свое время было одним из самых богатых и видных в губернии. Но потомки М. И. Ивинского не смогли вести хозяйство должным образом. Ерлино пришло в запустение, и в итоге оказалось заложенным в Дворянском земельном банке.
И здесь в полную силу раскрылась еще одна грань личности Сергея Николаевича: оказалось, что он весьма рачительный хозяин, успешный предприниматель и талантливый землевладелец. Но Худековбыл не только землевладельцем и предпринимателем, но и обладал эстетическим вкусом и прекрасной интуицией садовода-профессионала.
Что удивительно, до приобретения собственного имения ни воспитание, ни образование, ни жизненный опыт Сергея Николаевича никак не были связаны с сельским хозяйством, так как предки его в основном были мелкие чиновники и военные. И, тем не менее, ему удалось в короткие сроки превратить убыточное имение в постоянный источник дохода.
А все дело в том, что он очень верно угадал становившуюся все более массовой экологическую тенденцию — воссоздание живой природы. В то время в России повсюду вдруг принялись сажать леса, занялись садоводством и огородничеством.
Мода на посадки требовала большого количества хороших саженцев. И Худеков на 30 десятинах земли создал в своем имении питомник плодовых и декоративных кустарников.
В результате отставной майор, журналист и писатель, заядлый театрал, человек, весьма далекий от сельского хозяйства, сумел превратить, когда-то богатое, а на момент приобретения крайне запущенное и заложенное в Дворянском земельном банке, имение Ерлино в Рязанской губернии в образцовое многоотраслевое хозяйство.
Имение Ерлино во времена Худекова
Ерлино было по тем временам очень передовым хозяйством и впоследствии даже было включено в перечень хозяйств известных в европейском масштабе:
«Всей земли при трех хуторах 3 500 десятин чернозема с разными системами хозяйства, из них луговой 300 десятин и 320 десятин леса. При нем находятся плодовый питомник на 30 десятин. Яблонь и груш исключительно сортов для средней полосы России ежегодно продаётся 20 000 шт. Отведено 30 десятин под питомник декоративных растений. На 34 десятинах посажены фруктовые сады, сдаваемые в аренду. Несколько десятин разных сортов ивы для различных поделок из ее лозы».
С. Н. Худеков уделял внимание и племенному животноводству. В имении выращивали свиней, овец, коров, а также кур, уток, голубей и фазанов. Был свой конный завод, специализирующийся на разведении разных пород лошадей – от рысистых до тяжеловозов.
Но больше всего он любил розы. И разбил в своем имении розарий. Его ремонтантные красавицы не были неженками, хорошо переносили зиму без особых укрытий. Гордостью ерлинского хозяйства стали особые сорта роз – морозоустойчивые и цветущие все теплое время года.
В 1890 году на I Всероссийской выставке садоводства и плодоводства в Санкт-Петербурге С. Н. Худеков за достижения в области сельского хозяйства стал кавалером ордена Св. Анны I степени.
Но главной достопримечательностью Ерлино стал созданный С. Н. Худековым парк-дендрарий, где он собрал множество растений из разных, весьма далеких мест. За его создание Сергей Николаевич был награжден золотой медалью Всемирной выставки в Париже.
В своем имении Сергей Николаевич Худеков построил сельскую школу для крестьянских детей из окрестных деревень, где дети получали бесплатный обед и учебники.
P.S. К сожалению, усадьба в Ерлино сильно пострадала во время революции и в последующие годы пришла в упадок: усадебный дом в 1917 г. был полностью разрушен крестьянами окрестных деревень, в целости остались только хозяйственные постройки, прекрасный парк пришел в запустение. Лишь в 2006 году был создан природно-ландшафтный музей-заповедник «Усадьба С. Н. Худекова», сейчас Ерлино потихоньку приводят в порядок, но усадебный дом так и не восстановили. А очень бы хотелось, чтобы его восстановили и организовали в нем музей, посвященный жизни и деяниям этого выдающегося человека.
Ерлино сейчас:
Все, что осталось от главного дома
Хозяйственное строение, уцелевшее во время погрома
Вместе с развитием и увеличением доходов от имения все более процветающей становилась «Петербургская газета». К началу 90-х тираж «Петербургской газеты» составлял 24 000 экземпляров.
В эти же годы С. Н. Худеков написал два романа «Балетный мирок» и «На скамье подсудимых», ряд драматических произведений: «Петербургские когти» (водевиль в 4-х действиях, совместно с Г. Н. Жулевым), «Герои темного мира» (пьеса в 4-х действиях с куплетами, совместно с Г. Н. Жулевым), «Передовые деятели» (пьеса в 5-ти действиях), «Житейские предрассудки» (комедия в 4-х действиях, совместно с А. Н. Похвисневым), «В чем сила?», «Кассир», «Княгиня Жорж», а также либретто к балетам «Зарайя или Мавританка в Испании» и «Баядерка» Л. Минкуса и «Весталка» М. Иванова.
В общем, зря Алексей Федорович Стахов опасался за материальное благополучие своей дочери. Спустя десять лет после свадьбы отставной майор и начинающий литераторстал хозяином двух особняков в Санкт-Петербурге, достаточно крупным землевладельцем и, пожалуй, самым преуспевающим издателем, про газету которого говаривали: «Петербургская газета» стоит много больше золотоносного прииска».
В то же время С. Н. Худеков активно занимается еще и общественной деятельностью – не раз избирается гласным Петербургской городской Думы, почётным мировым судьёй Санкт-Петербурга.В 1893 году переехал в Ерлино и был избран Скопинским предводителем дворянства. Пять раз избирался и утверждался почётным мировым судьёй Михайловского уезда.
Дендрарий и вилла «Надежда»
Вилла «Надежда»
История знаменитого на весь мир Дендрария в Сочи началась в один из летних вечеров 1889 года, когда в гости к редактору ведущей газеты Санкт-Петербурга заглянул Император Александр III. Беседа за чаем охватывала самые разные темы.
Коснулась она и вопроса освоения не так давно присоединенного к Российской Империи Черноморского побережья Кавказа:
— А отчего бы вам, Сергей Николаевич, не купить участок земли у Черного моря? Надо же укреплять русское влияние на новых землях, – предложил государь. – И цены там пока не слишком высоки…
— Дело не в деньгах, ваше величество. Купить участок земли можно, но только что потом делать с ним? – ответил Худеков.
Тут в разговор вступила Надежда Алексеевна:
— Помнишь, дорогой, когда мы были еще очень молоды и нуждались в средствах, ты все говорил мне, дескать, когда разбогатеем, куплю участок земли, построю дачу, назову твоим именем. Может, пришло уже время?
Надежда Александровна Худекова, 1890 год, художник Маковский К.Е.
Буквально через несколько дней Худековы стали владельцами 50 десятин земли неподалеку от приморского посада Даховский на южном склоне Лысой горы. Теперь это центр известнейшего курорта, а в то время, по словам М. В. Сабашникова — современника Худекова, там «было красиво, величественно, дико… Мы видели яркую картину опустошения и разорения, произведенного войной. Край ждал новых поселенцев, но они притекали что-то очень медленно…»
В создании нового Дендрария на земле российских субтропиков Худекову очень помогал почти двадцатилетний ерлинский опыт. Здесь он снова проявив удивительную сметливость, умение и желание работать не на ближайшее время, а на далекое будущее. Немолодой уже человек, он не мог не понимать, что ему едва ли доведется увидеть результаты своего труда в полной красе. И все-таки он заложил новый дендрарий.
В 1890 на 12 гектарах расчищенной от дикой растительности территории закладываются персиковый и сливовый сады. В дальнейшем доход от них целиком тратился на развитие субтропического парка, общая планировка которого завершилась к октябрю 1892 года. 11 октября 1892 года теперь считается датой основания Дендрария.
Учитывая особенности ландшафта территории, парк формировался сочетая два стиля – франко-итальянский и английский. Как в музее под открытым небом в парке создавались отдельные зоны, посвященные растительности различных уголков планеты: средиземноморская, китайская, австралийская, кавказская, гималайская, японская, мексиканская. Саженцы приобретались в ботанических садах Крыма и Кавказа (питомник князя Ольденбургского в Гаграх), а также в Германии и странах бассейна Средиземного моря. На месте работами руководил друг Сергея Николаевича знаменитый французский садовник Франц Лампау, но главным дизайнером проекта стал сам Сергей Николаевич Худеков.
И не только главным дизайнером – он, посещая свое новое землевладение, превращался в заправского садовника, со знанием дела, по всем правилам собственноручно высаживая растения. А их закупку так и вовсе никому не доверял, предпочитая сам выбирать саженцы, даже если приходилось для этого ехать за тридевять земель. Так же обстояло дело и с садовым инвентарем.
В 1899 году, придавая законченность композиции парка, в его центральной части вырос «беленький, красивой архитектуры домик с выступами, башней и широкими террасами, который стоял на фоне темных дубов и гигантских буков высоко над поляной, засаженной редкими тропическими растениями» (Н. А. Худекова). Как и было обещано любимой жене в далекой юности, дача получила имя «Надежда» и вскоре стала постоянным местом жительства четы Худековых. Со временем в парке, удачно подчеркивая его живописность, появились беседки, скульптуры, фонтаны, вазы для цветов, изготовленные Франко-итальянской компанией чугунного литья по заказу Сергея Николаевича.
Сергей Худеков был романтиком. Когда парк и вилла приобрели подобающий вид, он полюбил удивлять гостей особым образом. Вечером приезжающих подвозили к заднему крыльцу. И только утром выводили на балкон, с видом на парадный вход. От открывшейся красоты на парк и море у гостей захватывало дух.
В книге «Старый Сочи конца XIX – начала XX веков (воспоминания очевидца)» сочинского старожила, кандидата медицинских наук, Почетного члена Сочинского отделения Русского Географического Общества Кирилла Аркадьевича Гордона даче Худекова и самому владельцу посвящена отдельная статья «Землевладение С. Н. Худекова». Вот небольшая выдержка из нее:
«Мы же, сочинцы, знали С. Н. Худекова как большого любителя растений, создавшего огромный и великолепный парк, красиво художественно оформленный, куда были свезены представители флоры многих стран мира и который является основой теперешнего парка «Дендрарий». Надо отметить, что владелец этого парка, затрачивая на его содержание немалые средства, не держал ворота виллы «Надежда» постоянно на запоре, а разрешал желающим безвозмездно посещать этот великолепный парк.».
P.S. Сочинской усадьбе Худекова повезло гораздо больше Ерлино: дендропарк не только сохранился, но даже увеличился в размерах, недавно отреставрирована вилла «Надежда», и даже на своих местах остались заказанные лично Худековым бронзовые скульптуры, украшающие парк, одна из них называется «Танцовщица». Именно сейчас, спустя более ста лет с момента основания парка, мы можем увидеть его во все красе. Таким, каким и задумал его талантливый и разносторонний человек Сергей Николаевич Худеков. И вспомнить его и поблагодарить мысленно.
Современный Дендрарий:
Бюст Сергея Николаевича Худекова, установленный при входе в Дендрарий
Мавританская беседка
Скульптура «Танцовщица»
Фонтан «Сказка»
Частично воссозданы интерьеры в особняке. На фото — столовая
В 1892 году Худеков закончил посадку деревьев в новом дендрарии. А в начале года петербургская литературная общественность отметила двадцать пять лет со дня выхода «Петербургской газеты». По этому случаю появилась статья о Худекове с его портретом, в ней говорилось:
«За эти четверть века своего существования «Петербургская газета» испытала немало превратностей, много раз видоизменяла свой характер, приноравливаясь к большинству читающей публики, боролась с равнодушием русского читателя, пока, наконец, путем долгих усилий, не завоевала себе успех, настолько солидный, что теперь это едва ли не самая доходная из всех наших ежедневных газет.
Всем этим «Петербургская газета» всецело обязана своему редактору-издателю С. Н. Худекову, который в течение 21 года «неутомимо работал над улучшением издания, посвятив ему лучшие годы своей жизни и выказав при этом бездну терпения, энергии и настойчивости в преследовании цели».
А выказавший все эти качества издатель вскоре взял да и оставил свое детище, передав его старшему сыну, Николаю.
Балет и книга об истории танцев
Передав руководство издательским делом сыну, Сергей Николаевич целиком посвящает себя давно вынашиваемому замыслу: написать всеобщую и всемирную историю танца.
Танец в целом и балет в частности были его страстью такой же сильной, как литература и садоводство.
Первые его очерки и критические статьи были о балете, той же теме посвящен роман «Балетный мирок», его перу принадлежали сценарии балетов «Зарайя» Л. Минкуса и «Весталка» М. Иванова, он участвовал в создании сценария и теперь все еще популярного балета Минкуса «Баядерка».
Среди друзей Худекова — прославленный балетмейстер Мариус Петипа (внешне они даже похожи). Сергей Николаевич нередко вступал с ним в споры, обсуждая его будущие балетные постановки. В среде театральных чиновников Худеков считался «своим человеком», его ценили как непревзойденного историка балета и побаивались, «поскольку он сделал свою «Петербургскую газету» рупором постоянной критики всех выступлений танцовщиков и танцовщиц». В двухтомнике «Материалы по истории русского балета», выпущенном в Ленинграде в 1939 году, насчитывается тридцать страниц, где есть ссылки на его авторитетное мнение.
Худеков был любителем и знатоком балета. Но был не просто пассивным зрителем. Он сам написал несколько балетныхлибретто.
« В 1887 году на сцене Мариинского театра впервые был поставлен балет «Баядерка». Успех постановки был ошеломляющим. Все было в том спектакле замечательным: и музыка Людвига Минкуса, и хореография Мариуса Петипа, и отточенные движения танцовщиков и танцовщиц, и удивительные по красоте и роскоши декорации.»
Балет «Баядерка» по его либретто ставится до настоящего времени во многих театрах мира.
А еще интеллектуал и эстет по натуре Сергей Николаевич всю жизнь собирал материалы, имеющие отношение к танцам:
«Смолоду он собирал документы, рисунки, фотографии, относящиеся к западноевропейской и русской хореографии ХVII-ХIХ веков, их набралось около 15 тысяч. Он не мог, подобно скупому рыцарю, держать коллекцию в сундуках, при себе. Хотел и ее, и свои знания по истории балета сделать достоянием многих, написать несколько книг под общим названием «История танцев всех времен и народов». Вышло четыре фолианта. Их издание потребовало огромных средств, но в распоряжении Худекова была типография, и он не скупился.»
Фото из книги
Книга «История танцев всех времен и народов» в 4-х томах один из главных трудов его жизни. До сих пор она является самым объемным и фундаментальным исследованием по истории хореографии на русском языке. К книгам Худекова и в наше время обращаются любители и профессионалы, интересующиеся историей танца.
Худеков работал над своими книгами много лет, используя для их написания материалы собственной богатейшей библиотеки, а также европейские архивы. Первые три тома посвящены истории танца от древних времен до современной Худекову Европы, а четвертый – истории русского танца.
Первые три тома труда были напечатаны типографией «Петербургской газеты» в 1913-1915 года в Санкт-Петербурге, в тяжелейшее для страны военное время.
Издание было иллюстрировано работами художников Бодаревского Николая Корнилиевича (1850-1921), Измайловича Владислава Матвеевича (1872-1952), Ламбина Петра Борисовича (1862-1923), Маковского Константина Егоровича (1839-1915), Чикина Александра Андреевича (1865-1924), воспроизведениями с рельефов и античных ваз, а также рисунками из коллекции С.Н. Худекова.
Все три тома выходили в составных издательских переплетах с барельефами по верхним крышкам с изображением Терпсихоры.
Первые три тома фундаментального труда С.Н. Худекова «История танца»
В настоящее время эти три тома — представляют большую ценность, их цена на аукционе доходит до 10 000 долларов. Но они встречаются. Более того, в 2010 году они были переизданы издательством Эксмо, так что хотя бы их содержание доступно широкому кругу читателей.
А вот тираж четвертого тома, посвященный истории русского танца почти весь сгорел при пожаре в типографии «Петербургской газеты»в 1918 году. Пожар не был случайностью, с марта 1917 года газета (уже тогда «Петроградская газета») была рупором Временного правительства и помещала резко критические статьи в отношении большевиков.
Считается, что уцелело 5 экземпляров. Кто-то говорит, что это сигнальные экземпляры (позиция основывается на том, что все уцелевшие экземпляры не имееют титула и имеют еще ряд дефектов). Известно, что в России книга есть в Ленинской библиотеке (экземпляр из собрания Смирнов-Сокольского) и в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке (лучше всего сохранившийся экземпляр на территории России).
P.S. Несмотря на то, что официально книга не была оцифрована и не доступна поклонникам антикварных книг и хореографии, два издательства, специализирующиеся на подарочных изданиях, выпустили репринтное издание 4 тома. Ограниченность тиража 100 экз.
Образ жизни
Чтобы делать столько разных дел и вести такую активную жизнь Сергею Николаевичу нужно было всегда поддерживать себя в ресурсном, высокоэнергетическом состоянии. Для этого нужен идеально подходящий для конкретного человека образ жизни и распорядок дня. По воспоминаниям современников, у Худекова он был таким:
«В еде был умерен, в выпивке еще больше. Не ел после шести часов вечера. Ложился спать рано, вставал вместе со своими ерлинскими петухами.»
Когда все детища Сергея Николаевича «встали на ноги», стали стабильно успешны и активно развивались, Худековы смогли себе позволить вести такой образ жизни:
— лето и начало осени они проводили в своем имении в Ерлино;
— два месяца осени – на своей вилле «Надежда» в Сочи;
— зиму – на юге Франции;
— и еще несколько месяцев в году жили в своем доме на улице Стремянной в Санкт-Петербурге. Дом №10, где проживала семья Худековых с 1888 по 1922 года, находился в двух шагах от театра Ленсовета. В доме располагался балетный музей с редчайшей коллекцией фарфоровых статуэток, которые Сергей Николаевич собирал многие годы, и шикарная библиотека по танцевальному искусству, как говорили современники, не имеющая аналогов в Европе. Третий этаж этого дома занимала роскошная картинная галерея лучших российских и зарубежных художников. Худеков очень тщательно отбирал экземпляры для своей коллекции.
Во всех домах Худековых всегда было шумно и весело. У четы Худековых было шестеро детей: три родных сына, два приемных, и на воспитании — любимая племянница. Общительные хозяева слыли хлебосолами — от обилия гостей дом подчас напоминал гостиницу или постоялый двор.
Эпилог
Во всех смыслах красиво прожитую жизнь Сергея Николаевича под конец омрачил целый ряд трагических событий. Весной 1912 года умер его сын Николай Сергеевич Худеков, возглавлявший «Петербургскую газету».
Последние годы его жизни совпали с тяжелым временем перемен в стране, проходящим под лозунгом всех революций: «До основанья, а затем…». Октябрьский переворот 1917 года лишил Худекова всего, что он собственным трудом и умом создавал всю свою жизнь. В ноябре 1917 была разгромлена усадьба в Ерлино. Когда громили его имение, созданное с такой любовью, 80 — летний Худеков тщетно убеждал озверевшую толпу:
«Не громите имение, все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму».
Никто его не слушал. Новые хозяева жизни стерли с лица земли главный дом, утопили статуи, украшавшие сад, в пруду. От прекрасного дома остался один фундамент. Уникальный парк был заброшен на долгие десятилетия. «Петербургскую газету» закрыли, дома в Петрограде и дачу в Сочи национализировали.
В 1918, не выдержав всех потрясений, умерла его любимая жена Надежда Алексеевна. Разменявший девятый десяток Худеков стойко перенес все личные трагедии и общественные потрясения и прожил еще одиннадцать лет. О последних годах его жизни почти ничего не известно.Свой земной путь Сергей Николаевич закончил 20 февраля 1928 года в Ленинграде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Он, действительно, ничего не взял с собой, а оставил все что создал всем нам, своим потомкам-соотечественникам и будущим поколениям. Всем, кто любит балет и снова, спустя более ста лет, с благоговением замирает, когда на сцене идет балет «Баядерка», или посещает сочинский дендрарий, отдыхая душой среди прекрасных растений – творений природы и изысканных скульптур и строений малой архитектуры – творений человека, гармонично сочетающихся в этом прекрасном парке, или встречается с уникальными документами об истории танца на страницах главного труда его жизни – четырехтомника «История танцев».
Памятник Сергею Николаевичу Худекову в Ерлино
***
Такой может быть человеческая жизнь. Пусть эта история вдохновляет вас на раскрытие и развитие ваших собственных талантов в самых разных областях. И еще, пожалуйста, помните о Сергее Николаевиче Худекове. Расскажите об этом удивительном человеке своим детям. Таких людей нельзя забывать. Пусть их судьбы будут маяками – ориентирами для нас и наших детей, пусть вдохновляют нас на свершения в наших собственных жизнях.
Источники материалов для статьи:
https://www.nkj.ru/archive/articles/2596
https://www.liveinternet.ru/users/4624630/post404302889
https://aldusku.livejournal.com/13333.html
http://sochiinfopress.ru/
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей. Им она тоже может быть очень полезна.
P.S. Если вы готовы от чтения перейти к действиям, чтобы начать жить Жизнью своей мечты, стать счастливее и получить реальные результаты в своей жизни в виде реализованных желаний и достигнутых целей, я приглашаю вас:
— на курс «Перезагрузка жизни в Жизнь мечты», на котором вы разберетесь с собой и своей жизнью и начнете делать целенаправленные действия по трансформации вашей текущей жизненной ситуации в Жизнь вашей мечты во всех важных для вас жизненных сферах: здоровье и красота, отношения с близкими людьми, любимое дело, финансовое благополучие, чувство счастья и внутренняя гармония т.д.
— в коучинговую программу «Экспресс-перезагрузка жизни», если вы хотите поработать над изменениями в своей жизни с моей профессиональной помощь и поддержкой.
Создавайте Жизнь своей мечты и будьте счастливы! До встречи на курсе или в коучинге!
С верой в вас и ваш безграничный потенциал, лайф-коуч Наталья Аряева.